Дата: 04.07.2024
Формат: PDF
Файл(ы): Загрузить
Вопрос:Здравствуйте, Игорь Валерьевич
30 мая я участвовал в семинаре Мособлдумы - Совершенствование учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирых домах. (Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству).
Я был председателем совета многоквартирного дома (МКД) в Красногорске и детально на практике знаю о проблеме небалансов. Вы вступительном слове всё верно рассказали причины возникновения небалансов в МКД.
Однако на семинаре был сделан упор на цифровизацию как решение проблемы. Это неправильный подход, потому что это очень дорого, а самое главное нет понуждения жителя к цифровизации (установку умного прибора учёта). Когда прийти к жителю и сказать ему, что мы бесплатно установим тебе прибор учёта, то он скажет: спасибо, мне это не нужно, меня итак всё устраивает. А устраивает его то, что он сидит на низком нормативе (ГВС 3,23 и ХВС 4,33 м3; Москва - ГВС 4,745 и ХВС 6,935 м3) и жителю невыгодно оприбориваться, платить за воду по счётчику. В Москве большой норматив, потому что его приняли очень давно - в 98 году, когда можно было принять свой норматив, а московская область прозевала этот момент, и сейчас область может принять либо расчётный норматив, либо норматив полученный методом аналогов.
Правильным было бы решение о передаче счётчиков воды на баланс водоканалов, но этого ожидать в ближайшее десятилетие вряд ли нужно (сейчас электрические счётчики ещё принимать и принимать на баланс энергокомпаний, передача идёт не без проблем). А с небалансами по воде нужно решать вопрос уже сейчас.
Один из выступающих на семинаре по цифровизации обнаружил утечку воды в саду и в идеальном доме с ночной жизнью. И на этом основании построил неверную теорию о том, что есть погрешность приборов учёта. Но на самом деле всё просто - это текут (подтекают) бачки унитазов, по несколько миллилитров за час - это нормально. Бачки унитазов менее герметичные, чем кранбуксы в смесителях.
Далее Баранчеева Татьяна Вадимовна из МинЖКХ нахваливала цифровизацию и сказала, что в Москве Лужков по три раза менял приборы учёта всем москвичам. Ничего подобного не было. Это неправда. Москвичи сами оприборивались, ибо было невыгодно сидеть даже тогда на высоких московских нормативах. Москва выбила себе право поднять повышающий коэффициент с 1.5 до 3, и оприборенность в Москве достигла 99% и там нет проблемы небалансов.
Всё это я написал для того, чтобы Вы как депутаты Мособлдумы не шли по неправильному пути решения проблемы (цифровизация). Если всё-таки настаиваете на цифровизации (умные приборы учёта), то тогда вы должны менять федеральное законодательство. Нужно прописать за отказ устанавливать умный прибор учёта (речь про водосчётчики) и подключать приборы учёта к интеллектуальной системе учёта ресурсов, к абоненту (квартире, жителе), применение повышающего коэффициента 1.5. Без экономического понуждения цифровизация не получится. Я сам сталкивался с этим, человек заменил на самые дешевые счётчики и ему никакой интеллектуальной системы учёта не нужно. При выходе из строя умный прибор учёта будет стоить дороже, чем дешевый счётчик.
Правильный путь должен быть таким. Нужно поднять текущий норматив потребления. Текущий норматив в области ГВС 3,23 и ХВС 4,33 м3 или поднять повышающий коэффициент с 1.5 до 3, как это сделала Москва. А лучше и поднять норматив и поднять повышающий коэффициент. Я связывался с комитетом по тарифам области, чтобы они подняли норматив потребления. Комитет сказал, что они не могут поднять, потому что посчитали расчётным методом и у них получилось 3.23 и 4.33. Но в сентябре 2022 года вышло постановление правительства (от 13 сентября 2022 г. № 1598), позволяющее считать норматив потребления не расчётным методом как считают в области, а методом аналогов. Но для этого нужно собрать статистику потребления общедомовых приборов учёта во всех МКД области. Естественно, что никто такой статистики не собирает. Но я думаю при желании и политической воле можно получить статистику с нужными цифрами и поднять норматив потребления, сделать так как в Москве ГВС 4,745 и ХВС 6,935 м3.
Что касается поднятия повышающего коэффициента с 1.5 до 3, как это выбила себе Москва, то насколько я понимаю, мособлдума/минжк не может самостоятельно поднять повышающий коэффициент. Для этого Мособлдума или МинЖКХ должны обратиться в Госдуму или Минстрой, чтобы изменить Федеральное законодательство, чтобы области дали такое же право, как и Москве. Прошу действуйте в двух направлениях - поднятии норматива и поднятии повышающего коэффициента. Тыщенко Олеся Валентиновна очень правильно сказала, что не должно быть такого, что хочешь сиди на нормативе, хочешь ставь себе счётчик. Давайте определятся уже либо всем счётчики, либо всем норматив. Прошу сообщить о том, что моё обращение принято.
В Комитете рассмотрено Ваше обращение по вопросу совершенствования учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. Выражаем Вам благодарность за участие в семинаре на тему «Совершенствование учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах», прошедшем 30.05.2024, а также за Ваши дополнительные предложения.
Нормативы потребления коммунальных услуг (холодной и горячей воды, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 12.8 постановления Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44 расчет и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относится к полномочиям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области. В связи с этим, в целях оценки поступивших предложений Комитет направил запрос в указанное Министерство.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, в своей деятельности по определению нормативов потребления коммунальных услуг Министерство руководствуется требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).
В настоящее время Министерством проводится анализ изменений, внесенных в Правила № 306 постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», с целью принятия решения о необходимости пересмотра нормативов.
Также Министерство высказало позицию, что по вопросу увеличения повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг на территории Московской области по примеру г. Москвы необходимо учитывать социальный фактор и уровень дохода населения.
Со своей стороны Комитет в рамках заседания 19.06.2024 рассмотрел вопрос дальнейшей работы по данному направлению. В течение текущего года работа по данному вопросу планируется в следующих направлениях: оценка возможности и целесообразности установление административной ответственности для собственников помещений в многоквартирных домах за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; оценка целесообразности и последствий увеличения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных ресурсов; оценка возможности установки приборов учета коммунальных ресурсов в полном охвате помещений по Московской области за счет бюджетных средств.
В настоящее время полагаем целесообразным продолжить разъяснительную работу с населением, направленную на оснащение приборами учета коммунальных ресурсов многоквартирных и жилых домов, в том числе на муниципальном уровне, с учетом информации, полученной на семинаре, прошедшем 30.05.2024.
Получили полезный ответ по проблематике?
Загрузите его