СОВЕТ ТОС
Павшинской Поймы

Повышающий коэффициент при отсутствии счётчика ГВС

Дата: 16.08.2022
Формат: PDF
Файл(ы): Загрузить

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел Ваше обращение от 21 июля 2022 г. № 223469 (вх. Минстроя России от 21 июля 2022 г. № 16077-ОГ), и в пределах своей компетенции сообщает.

Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), указанные Правила определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 22 Правил № 354 Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения условий договора ресурсоснабжения о стоимости коммунальных ресурсов, отпущенных в многоквартирные дома, жилые дома исполнителям коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление № 603) устанавливается порядок применения повышающих коэффициентов при расчетах за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, в том числе в случаях, прямо не установленных в части 1 статьи 157 ЖК РФ.

Повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 43, 60, 60 (1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354, а также указанные в подпункте «е» пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее – Правила № 124), применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости коммунальных ресурсов в расчетном периоде.

На основании взаимосвязанных положений пунктов 59 и 60 Правил № 354, по истечении предельного количества расчетных периодов, плата за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг, т.е. повышающий коэффициент применяется к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не применяется в формуле 23 приложения № 2 к Правилам № 354, так как размер платы определяется исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора или нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил № 354), при этом повышающий коэффициент не применяется, если отсутствует техническая возможность установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению подлежит определению по формуле 23 Приложения № 2 к Правилам № 354, в соответствии с которой размер платы определяется путем суммирования стоимости горячей воды по двум компонентам.

При этом формула 23 Приложения № 2 к Правилам № 354 содержит показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды для определения стоимости для потребителя горячей воды по компоненту «тепловая энергия». В пояснении к этому показателю (Qi n) указано, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитывается как произведение объема потребленной в жилом или нежилом помещении горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом следует отметить, что в формуле 23 Приложения № 2 к Правилам № 354 норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды применяется не только в тех случаях, когда объем горячей воды в потребленном жилом помещении определяется по нормативам потребления горячей воды, но и в тех случаях, когда объем горячей воды определяется по индивидуальным приборам учета, по среднемесячным или расчетным величинам.

Порядок расчетов за горячую воду, поставляемую в многоквартирные дома, в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (далее – исполнители), установлен в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее – Правила № 124).

Исходя из порядка определения показателей объемов горячей воды, указанного в подпункте «в» пункта 21 и подпункта «в» пункта 21.1 Правил № 124, по указанным формулам определяются как объемы горячей воды, потребленной в многоквартирном доме для целей определения стоимости горячей воды по компоненту «холодная вода» или «теплоноситель», так и объемы тепловой энергии, определенные исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей определения стоимости горячей воды по компоненту «тепловая энергия».

Поскольку тепловая энергия, не признается коммунальным ресурсом в целях Правил № 124, то отсутствуют основания для применения подпункта «а» пункта 21 и подпункта «а» пункта 21.1 Правил № 124 к определению объемов тепловой энергии исходя из показаний приборов учета горячей воды в части измерения объемов тепловой энергии в горячей воде.

В соответствии с Правилами № 124 и Правилами № 354 договоры ресурсоснабжения с исполнителями в жилищных отношениях заключаются в целях поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, жилые дома для предоставления коммунальных услуг потребителям и их использовании при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В отношениях по поставке горячей воды в многоквартирном доме с централизованным горячим водоснабжением по коммунальным ресурсом понимается горячая вода, измеряемая в куб.метрах горячей воды. При этом такой порядок определения горячей воды исходя их показаний индивидуальных приборов учета, общедомового прибора учета, среднемесячных, расчетных и нормативных величин содержат и положения Правил № 354 (пункты 42, 44, 48, формулы 23 и 24), и положения Правил № 124 (пункты 21, 21.1).

При этом ни Правила № 354, ни Правила № 124 не содержат положений об определении объемов тепловой энергии в горячей воде с использованием индивидуальных приборов учета, общедомового прибора учета или исходя из среднемесячных или расчетных величин. Кроме того, в соответствии с формулами 23 и 24 Правил № 354, соответственно в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 и подпункта «в» пункта 21.1, подпункт «г» пункта 21 при использовании подпункта «а» пункта 21 и подпункта «а» пункта 21.1 Правил № 124 объем тепловой энергии, используемой на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, подлежит учету только в целях определения стоимости горячей воды по компоненту «тепловая энергия» и принимается в размере норматива расхода тепловой энергии на прогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется не в целях определения объема поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, а в целях определения стоимости горячей воды по компоненту «тепловая энергия», соответственно – исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и использования горячей воды при содержании общего имущества.

На основании изложенного, внесение изменений в действующее законодательство нецелесообразно.

В случае, если нормативный правовой или (правовой) акт по мнению гражданина или организации не соответствует федеральному законодательству, содержит положения, нарушающие права и законные интересы прав граждан и организаций, указанный акт может быть в судебном порядке обжалован. Обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.


Назад в раздел

Получили полезный ответ по проблематике?
Загрузите его