СОВЕТ ТОС
Павшинской Поймы

Ответ минюста об исчислении штрафов, пени, пошлин, акцизов и др.

Дата: 26.05.2023
Формат: PDF
Файл(ы): Загрузить / Загрузить
Вопрос: Два вопроса.
Первый. В 2020 году Минюст обнародовал проект нового КоАП:
https://rg.ru/2020/01/30/miniust-obnarodoval-proekt-novogo-koap.html
что произошло дальше? его не приняли? какая сейчас стадия, планируется или не планируется введение нового КоАПа?
Второй. В своё время был абсолютно непродуманный законопроект — отвязка штрафов от МРОТа, в результате имеем неиндексируемые штрафы. Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ исчисление штрафов в зависимости от МРОТ заменили фиксированными суммами. Необходимость изменений вызвана приведением законодательства в соответствие со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее – Закон № 82-ФЗ), согласно которой МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается. При этом новый закон также указывает в некоторых законах об исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам в соответствии со ст. 5 Закона № 82-ФЗ, исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Нужно вернуть привязку штрафов, льгот, лицензий, выплат, акцизов и др. к какому-то экономическому параметру типа МРОТа, который индексируется каждый месяц (год), тогда не нужно будет тратить гигантское количество времени депутатов и чиновников всех уровней для пересмотра вышеперечисленного в из-за инфляции. Нужно сделать как в Казахстане - Месячный расчётный показатель (МРП). Месячный расчётный показатель (МРП) — это базовая ставка используемая в Казахстане. Упрощенно, это конкретная сумма в тенге, на основе которой рассчитываются штрафы. Размер МРП устанавливается Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на каждый год. Почему в России нельзя сделать так - это абсолютно правильно и понятно.

Итак прошу ответить на два моих вопроса.

Ваше обращение от 28 апреля 2023 г. рассмотрено в Департаменте уголовного и административного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 № 10, Минюст России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения по вопросам, не относящимся к его компетенции, а также правом законодательной инициативы в рассматриваемой сфере общественных отношений. В связи с этим мнение Минюста России, высказанное по результатам рассмотрения обращения гражданина, не является официальным разъяснением и не может быть использовано в качестве доказательства, в том числе в суде.

Вместе с тем по вопросам, поставленным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в каждом конкретном случае должно быть основано на данных правоприменительной практики, свидетельствующих о неэффективности действующего правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Кроме того, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой, закрепляя и изменяя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан, а также обязан соблюдать гарантированное частью 1 статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом, означающее, что любое административное правонарушение, как и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 19 марта 2003 года № 3-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 10 февраля 2017 года № 2-П, от 18 января 2019 года № 5-П, от 14 ноября 2019 года № 35-П, от 23 июня 2020 года № 28-П, от 16 октября 2020 г. № 42-П и др.).

Таким образом, закрепление в санкциях норм Особенной части КоАП административных штрафов, выражающихся в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости обеспечения ясности и определенности правовых предписаний, поскольку не позволит непосредственно из нормы права установить размер административного штрафа, подлежащий назначению за совершение правонарушения.

Обращаем внимание также, что усиление наказания само по себе не является эффективным инструментом для уменьшения количества правонарушений. Основными средствами защиты охраняемых законодательством прав и интересов являются обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания и профилактические меры. Наряду с изложенным информируем, что подготовка проекта нового КоАП и связанных с ним законопроектов, направленных на совершенствование системы законодательства об административных правонарушениях, осуществляется на площадке межведомственной рабочей группы по подготовке нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № 631-р, и до настоящего времени не завершена. В связи с этим предоставление комментариев относительно сроков введения новой редакции КоАП в действие преждевременно.

Дополнительный ответ


Назад в раздел

Получили полезный ответ по проблематике?
Загрузите его